понедельник, 25 января 2016 г.

КС 4. Неделя восьмая. Отчет о работе куратора.

Последнее задание. Последний отчет. 
Итак, 
Отчет о работе куратора 
(с опорой на презентацию, использованную для создания видео с экрана):
1. Я - КУРАТОР СОДЕРЖАНИЯ!!!
Благодаря курсу, я смогла разобраться, кто такой куратор содержания, какова его миссия, какие методы он использует в своей деятельности; осознать себя как куратора контента.
Определение, данное Константином Бугайчуком, а именно: «курирование контента – это деятельность специалиста по работе с информационными потоками сети Интернет в рамках определенной темы»
(http://bugaychuk.blogspot.com/2013/05/blog-post_22.html), натолкнуло меня на мысль, что хорошим куратором контента может быть исключительно тот человек, который постоянно стремится повышать свою компетентность как в вопросах работы с информационными потоками, так и по выбранной теме курирования, который учитывает не только запросы пользователей, но и особенности их восприятия информации, следит за качеством информации и отвечает за ее достоверность.
Эти размышления и работа по изучению методов куратора стали основой создания ментальной карты:

2. Курс дал мне целый арсенал инструментов, необходимых куратору: 
Я познакомилась с поисковыми системами GoogleBooksGoogle Академия, научилась использовать расширенный поиск. В GoogleBooks я создала свою "Книжную полку" с подборкой книг, которые планирую прочитать, интегрировала ее в блог.
Познакомилась с открытыми образовательными ресурсами, электронными библиотеками, которые содержат научные статьи, журналы, книги открытого доступа, научилась определять показатели популярности (индексы цитирования) публикаций, журналов, авторов, сайтов.
Благодаря курсу я научилась создавать скриншоты. Теперь я могу получать изображения рабочего стола, интернет-страничек и их частей при помощи специальной программы Greenshot или кнопок быстрого сохранения информации Evernote и Diigo. Умею определять достоверность фотографий и текстов, систематизировать информацию в виде ментальных карт, создавать видео с экрана со звуком и с музыкальным сопровождением. 
Участвовала в апробации антиплагиатной системы StrikePlagiarism.com. Я проверила на уникальность свою статью на конференцию и две свои дипломные работы. Результат меня порадовал.



Для хранения найденной информации (статей, заметок, сборников статей конференций, фото материалов, скриншотов и др. использую агрегаторы EvernoteDiigoPinterest


Эти сервисы позволяют не только сохранять информацию, но и классифицировать ее по разделам (темам). Для быстрого сохранения информации настроила на панели специальные кнопки.
Я установила Evernote на домашнем компьютере и рабочем ноутбуке, создала в нем несколько блокнотов, в том числе - по теме курирования. Очень удобный и полезный ресурс.
Сервис Diigo позволяет работать прямо с сохраненной информацией: при необходимости добавлять пояснения, комментарии, обзор ошибок, метки, теги, ключевые слова, собственную точку зрения на материал... Кроме того, можно пересылать закладки другим пользователям, создавать группы по интересам и распространять информацию для членов группы. Evernote и Diigo сохраняют ссылки на использованные ресурсы и источники.
Благодаря Netvibes я смогла агрегировать все используемые каналы информации в один поток. Теперь очень удобно следить за тематическими новостями со всех сайтов и блогов, которые мне интересны. Этот сервис позволил ощутить наличие моей собственной (персональной) сети по курируемой теме.
Настоящим открытием для меня стал Symbaloo. При таком достаточно большом арсенале используемых ресурсов и сервисов, не смотря на разные username, логины, пароли: все под рукой, все ресурсы, программы, библиотеки, электронные почты доступны одним нажатием на кнопку.
В качестве дополнительных инструментов курирования контента я рассмотрела следующие:

- ColorHanter.com - сервис, который подбирает палитру цветов на основе изображения, используемого как основное. Это очень удобный ресурс, например для подбора цветовой гаммы при создании презентаций, оформлении блога;
Infogr.am - достаточно простой в использовании ресурс для создания инфографики, в том числе – графиков, диаграмм, карт, других визуализаций;
- Zamzar - мультиконвертер: конвертирует все возможные текстовые, рисуночные, музыкальные, видеоформаты во все другие существующие. Осуществляет около 1200 различного вида конвертаций.

3. Моя работа как куратора содержания по теме "Творчество как личностная ценность. Реализация ребенка (подростка/человека) в творчестве как фактор превентивного воспитания".
Прежде всего, я определила тему курирования.
Актуальность выбранной темы подтверждают результаты многочисленных современных исследований в области психологии, педагогики, социологии, которые констатируют распространенность в детской и молодежной среде таких негативных явлений как девиантное поведение, ранние половые связи, заболевания, передающиеся половым путем, различные зависимости.
Зачастую среди первопричин всех этих явлений есть несформированность интересов ребенка, неумение культурно и с пользой организовать свой собственный досуг, отсутствие социализации, коммуникативных навыков и т.д.
Поэтому первоочередной задачей педагогической превенции есть развитие интересов ребенка, включение его в творческий процесс, организация его свободного времени, обеспечение адаптации в коллективе сверстников и т.п. При компетентном осуществлении такая педагогическая деятельность является значительно более эффективной, чем десятки традиционных лекций о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
Свою миссию куратора содержания я вижу в следующем: повышение компетентности педагогических работников, родителей детей и подростков, заинтересованной общественности по вопросам эффективного осуществления превентивной педагогической деятельности (в первую очередь - путем социализации детей, развития их интересов, привлечения к творческой самореализации). Эта миссия совпадает с моей профессиональной деятельностью, поскольку я - методист по вопросам превентивного воспитания системы повышения квалификации педагогических работников Харьковской области.
Для себя я определила задачи:
  • сбор достоверной информации по теме;
  • адаптация (редактирование, комбинирование, рецензирование, цитирование, перефразирование) найденной информации для пользователей;
  • донесение собственного взгляда, мнения (анализ, экспертная оценка материалов) по теме курирования;
  • предоставление общественности результатов исследований по теме курирования;
  • популяризация современных эффективных методов педагогической превенции.
И выбрала методы курирования, которые планирую использовать в своей деятельности:
• поиск и сбор информации;
• оценка достоверности информации;
• цитирование;
• создание тематических подборок;
• анализ и экспертиза информации;
• комментирование, интерпретация;
• работа с ключевыми словами (терминами / понятиями);
• моделирование;
• систематизация знаний;
• учет рефлексии пользователей (обратная связь).
Продвижение контента по выбранной теме осуществляется через настроенные ресурсы (электронные газеты, журналы, открытые блокноты) и через социальные сети:

За время обучения на курсе я смогла модифицировать свой блог: появились тематические странички (и я их уже начала заполнять), облако тегов (ярлыков) для быстрого поиска публикаций, кнопки быстрого доступа к блогам моих друзей и к любимым сайтам. Разместила кнопку быстрого доступа к своей книжной полке в GoogleBooks и к сообщениям в Twitter. Похвасталась своими победами в профессиональных конкурсах. 
К сожалению, пока не разобралась, как организовать обратную связь с читателями блога (но страничку такую предусмотрела).
Уже год (со времен "Куратор содержания 3") мой блог лицензирован (лицензия Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная):
Лицензия позволяет другим пользователям редактировать, изменять, брать за основу мои произведения, даже в коммерческих целях при условии указания моего авторства и лицензирования своих произведений на идентичных условиях.
На сегодня вся информация, которую я публикую в блоге, автоматически распространяется в Google+ и захватывается Scoop.it.
На сегодня в блоге опубликовано 54 сообщения, 8 из них отмечены лайками и только одно прокомментировано.
 
При помощи встроенных функций статистики блога я могу контролировать и отслеживать количество посетителей, их предпочтения контента. Так, за последний месяц блог посещали 267 раз, за все время (с октября 2014 года) - 2107 раз. 

Мой профиль в Тwitter сегодня выглядит так: 29 пользователей, за которыми я следую. Есть очень актуальные в отношении выбранной темы курирования. Здесь у меня 33 последователя, к сожалению, только 5 из них связаны с системой образования и интересуются вопросами воспитания и превенции. Всего 442 твита.
Для меня достаточно сложно продвигать информацию исключительно по выбранной теме. Поэтому твитов и ретвитов, связанных с развитием творческих способностей детей и вопросами превентивного воспитания где-то треть от этого количества. Остальные твиты касаются обучения на курсе, инновационных образовательных технологий, это - вопросы психологии, саморегуляции и другие.
Но в последнее время я приспособилась лайкать те посты, которые не касаются темы курирования. Они тоже сохраняются, и их у меня уже 51.
При помощи сервиса TweetDeck удобно одновременно отслеживать новые твиты на главной странице, уведомления, сообщения и активности пользователей.
До сегодня я пользовалась Тwitter, в основном, как ресурсом для поиска и накопления необходимой информации. Но благодаря связям этой социальной сети со многими сервисами, которые я использую, в Тwitter автоматически появляется информация из Paper.li и Scoop.it. Планирую использовать этот замечательный ресурс непосредственно для продвижения контента по теме курирования.

В Facebook я зарегистрировалась недавно - 20 ноября 2015 года. Сейчас у меня 15 друзей и около 15 «поделилась ссылкой» по теме курирования. Но эти материалы не были прокомментированы.
Я думаю, что Facebook как сеть больше ориентирован на бытовое общение со знакомыми, обмен фотографиями и топовыми видеозаписями. Правда, я еще не пробовала искать группы людей с похожими интересами или создать свою в рамках темы курирования. 

В Google+ в моих кругах 13 участников, я в кругах 17 участников. Я также состою в 19 различных сообществах, 10 из них в той или иной степени касаются темы моего курирования.
Специально я не занималась продвижением контента по выбранной теме в сети Google+, но все сообщения, опубликованные в блоге, автоматически попадали в сеть. Всего 59 постов. Но не смотря на 18 894 просмотра моей страницы на сегодня, только один пост был прокомментирован и расшарен.

Paper.liбесплатный сервис, собирающий ссылки по заданной тематике в Twitter и организующий их в виртуальную газету для чтения. Я создала такую газету: «Здоровый образ жизни. Превентивное воспитание школьников». 
За это время вышло 84 выпуска. Но, вероятно я не очень правильно настроила газету, поскольку статей именно о превентивном воспитании и организации творческой реализации учащихся в ней не так и много. Подписчиков у газеты пока нет.

Scoop.it и RebelMouseСейчас эти агрегаторы контента собирают для меня информацию из Twitter, Google+ и блога. 
Мечтаю поближе познакомиться с этими ресурсами, более детально разобраться с их настройками, использовать собранные материалы в курировании своей темы, в популяризации материалов среди пользователей интернета. А пока периодически просматриваю собранный контент.

В Pinterest я подписалась на 16 тем, создала 5 досок, в том числе «Превентивное воспитание» и «Свобода творчества». 
В дальнейшем планирую больше использовать эту социальную сеть для курирования выбранной темы.

На YouTube я разместила только один ролик по теме курирования. 
Его просмотрели 6 раз. Я думаю, что все просмотры связаны с данным курсом.

В Diigo я сохранила всего 25 заметок, подписана на 4 группы, в том числе – на ukr-content-curator, в которой распространила 6 сообщений (исключительно в соответствии с заданиями данного курса).

Мой любимый Evernote. Этот электронный блокнот я использую часто: он очень прост в использовании. Я создала 8 блокнотов, в том числе: «Превентивное образование», «Творчество», «Куратор контента». Последний блокнот – в открытом доступе. На сегодня общее количество заметок в моем Evernote – 102. 
Этот сервис позволяет не только сохранять книги, журналы, статьи, их части, рисунки, фото, музыку, но и добавлять к ним метки, стрелки, знаки, выделять цветом важную информацию.
Также я использую такие продукты семейства Evernote:
Evernote Clerly (он очищает веб-страницы от рекламы, лишних записей и другого информационного шума, делает их более легкими для чтения;
Evernote Skitch (позволяет добавлять подписи, стрелки, знаки, фигуры в сохраненные заметки).

Kloutсервис, который занимается измерением степени влияния пользователей в социальных сетях. 
Мой клоут индекс на сегодня составляет 26,18. На 45% этот показатель – результат моей деятельности в Twitter, на 34% - в сети Facebook.
 
В Klout я подписана на 20 тем, в том числе – «Творчество», «Образование», «Психология», «Духовность» и др.
Что очень устраивает меня - Klout также помогает находить информацию и экспертов по теме курирования. Изучив их профили, я была приятно удивлена, что за некоторыми (в частности - по теме "Образование") я уже слежу в Twitter

4. Какова же роль куратора содержания в обеспечении качества образования? (Ищу ответ накануне конференции).
Кураторы контента - те, не совсем нормальные люди,
которые просто не могут жить, чтобы ничего не курировать
(На днях встречала цитату такого смысла,
но никак не могу найти где и кто автор ;(( )

К осмыслению этого вопроса меня сподвигли предложение Владимира Николаевича взять участие в обсуждении роли куратора содержания в ходе мастеркласса "Некоторые вопросы методического обеспечения качества образования" в рамках ХІІІ Международной школы-семинара "Современные педагогические технологии в образовании" 26-28.01.2016 и дискуссия, состоявшаяся на одном из форумов курса "Технологии разработки дистанционного курса 2016" на 1 неделе обучения:
По-моему, мысли, высказанные в ходе дискуссии как раз отражают ожидания общества (возможно: внешних экспертов, - не могу найти подхлдящее слово) от куратора контента.
В поисках ответа на вопрос "Какова же роль куратора содержания в повышении качества образования?" я наткнулась на статьи Ивана Травкина (http://funofteaching.tumblr.com/):
  • Травкин И.Ю. Неформальный контекст: три функции преподавателя [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 23.7.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/27769757789/неформальный-контекст-три-функции-преподавателя;
  • Травкин И.Ю. Контент-куратор: экскурсовод vs. архивариус [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 20.4.2013. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/48426410278/контент-куратор-экскурсовод-vs-архивариус
В них автор формулирует свое видение функций куратора контента:

  • Находя и преобразуя информационные потоки, куратор стремится выявить базовые идеи, определяющие логику содержания – те ключевые связи, понимание которых необходимо для «схватывания» общей картины. Совокупность этих связей становится основой для организации тщательно фильтруемого содержания (Е.К.: аналитическая, фильтрующая функции).
  • Важно: источники, которые он организует на основе системы связей, нужны для усвоения самой системы. В этом смысле контент-куратор играет роль экскурсовода в галерее (обновляемой), служащей инструментом наглядного повествования (Е.К.: систематизирующая функция).
  • Основная ценность куратора заключается в том, что куратор видит паттерны (Е.К.: модели, шаблоны, схемы, образы) и то, как эти паттерны развиваются, эволюционируют в информационном потоке (Е.К.: прогностическая функция).

При этом И.Травкин подчеркивает, что "роль контент-куратора во многом совпадает с ролью преподавателя. Участвуя в сообществе, куратор поддерживает процессы ориентирования и социально-движимого осмысления, направляя тем самым познавательный процесс других участников". И еще: "Если учение заключается в осмыслении и ориентировании с целью объять неопределенность нового, то «научиться» означает усвоить ту систему связей, которой владеет преподаватель-куратор. 
Также он формулирует три функции преподавателя ВУЗа, который есть куратором контента (по содержанию совпадащего с преподаваемыми им дисциплинами). Позволю себе несколько перефразировать автора, исключительно для того, чтобы показать, каким образом я понимаю его теорию.
1 функция "Предоставление контента":
  • поделиться: индивидуальным контентом, собственной рефлексией на учебные пособия и дополнительные источники, последовательностью изучения этих источников, собственными мыслями и планами по изучению контента (Е.К.: показать свою компетентность в данном вопросе, приверженность обучению и саморазвитию);
  • поделиться ссылками: на других людей, интересующихся релевантной тематикой, на специализированные сообщества, на экспертов, с которыми можно связаться (Е.К.: демонстрировать готовность к сотрудничеству в освоении релевантных предмету знаний, умений, навыков);
  • предоставить организационный каркас: договориться со студентами о #хэштеге, составить дорожную карту студенческого неформального дискурса, создать специальную группу и пригласить в нее разрозненных участников для организации взаимодействия (Е.К.: организовать неформальную обучающую среду для заинтересованных студентов);
  • фасилитировать аргументированную дискуссию: предложить вопросы к тезисам и аргументам участников, источники и точки зрения в их защиту или опровержение, собственную аргументацию с запланированными пробелами (провокация), подпитывать обсуждение новыми вопросами открытого типа и др. (Е.К.: обеспечить научное общение учащихся, обмен информацией, мыслями, суждениями).
Вывод: первая функция обеспечивает включенность студентов в научную среду, повышение мотивации к обучению, самообучению и саморазвитию через интерактивные формы общения, знакомства с интересными специалистами по данному вопросу, достижениями и проблемами в данной конкретной области науки; показывает открытость преподавателя (что располагает к сотрудничеству).

2 функция "Выявление учебных достижений (релевантных учебному процессу) учащихся, источником которых является неформальная учебная деятельность":
  • анализ любого релевантного студенческого контента, доступного преподавателю, на предмет выявления признаков наличия новых знаний и навыков, отвечающих требованию релевантности (Е.К.: поиск неявных достижений студентов);
  • оценку степени «похожести» конкретных учащихся на лидеров или «экспертов» неформального учебного сообщества (Е.К.: индивидуальный подход - поиск "талантливых", "одаренных", "не стандартных" и др.);
Вывод: вторая функция показывает заинтересованность преподавателя в истинных достижениях студентов, обеспечивает их психологическую поддержку, способствует научному и взаимо полезному общению.

3 функция "Аккредитация (Е.К.: официальное подтверджение) неформальных учебных достижений студентов":
  • разработка квалификационного задания, которое позволит достоверно определить наличие предполагаемого учебного достижения;
  • экспертный анализ решения квалификационного задания, результатом которого является заключение компетентного эксперта;
  • способствование официальному признанию учебных достижений студента (на основании решения задания, заключения эксперта и т.д.).
(P.S.: В своей статье, описывая составные 3-й функции преподавателя, И.Травкин называет также "использование бейджей (фишек) в аккредитации знаний студентов". Я убрала этот пункт, поскольку не поняла, о чем собственно идет речь. Но в ходе конференции снова услышала о таком поощрении. Стоит рассмотреть более детально механизм этих поощрений!!!)

Вывод: третья функция способствует формированию мотивации успеха у студента, повышение уровня его самооценки, готовности к дальнейшему сотрудничеству и выполнению новых заданий.

Итак, какова же роль куратора контента в повышении эффективности учебного процесса в ВУЗе? Ответ прост:
  • следование за продуктивными онлайн-кураторами позволяет в некоторой степени избежать информационной перегрузки, не упустив при этом действительно важные источники (И. Травкин) (Е.К.: куратор выступает в роли фильтра);
  • повышение мотивации студентов на обучение и самообразование через "заинтересовать предметом", "показать реальное состояние исследований по данному предмету на сегодня", открытость в общении;
  • подготовка к выполнению профессионально важных функций будущих специалистов, выявление "одаренных", "талантливых", "не стандартно мыслящих и действующих" студентов и т.д.
В целом, я думаю, что роль куратора контента такая же, как и у других (не являющихся кураторами контента) преподавателей (на мой взгляд, большую роль при этом играет личностный фактор: харизма преподавателя, умение подать материал, его личностные качества).
Но, думаю, что у куратора контента все получается гораздо быстрее и лучше, поскольку он более мобилен в исследовании современных тенденций развития науки, лучше ориентируется в последних достижениях по выбранной теме, глубже и шире владеет знаниями по предмету, имеет системное видение вопроса, неформальное общение и обучение являются менее тавматичными для личности студента и т.д. 
Таким образом, основная роль куратора содержания в повышении качества обучения состоит в повышении мотивации студентов к обучению, психологической поддержке их учебных достижений, личной заинтересованности в продвижении контента, формировании взаимо уважительных отношений со студентами.

Все. 4 месяца удивительных открытий, новых знакомств, возможностей, переосмыслений...
Эмоции зашкаливают. Целая гамма амбивалентных чувств и эмоций:
Хочу поблагодарить 
АВТОРОВ КУРСА за тот огромный потенциал, который заложен в ресурсах и заданиях каждой недели; 
ТЬЮТОРОВ за поддержку и позитив, за мудрость, компетентность, великодушие, мастерство и волшебство;
СОКУРСНИКОВ – за Ваши отзывы, советы, внимание!

Бутьте здоровя и счастливы!!! 
Желаю Всем успехов, творческой самореализации, ЛЮБВИ, 
новых идей и их реализации!

Комментариев нет:

Отправить комментарий