пятница, 6 ноября 2015 г.

КС 4. Неделя третья. Работа с библиотечными ресурсами (1)

Ознакомление с фильтрами и операторами поиска
Фильтры результатов поисковой выдачи служат для выявления ответов, более релевантных (соответствующих) тому, что запрашивается.
Фильтр поиска размещается под строкой поиска:

По умолчанию поиск идет без какой-либо фильтрации, но в любой момент можно определить желаемую зону поиска (видео, картинки, карты, новости, приложения и т.д.). Несколько кнопок с областями поиска расположены в "Еще".
Кнопка "Инструменты поиска" открывает новые фильтры поиска:
Операторы поиска - это слова и символы, добавляемые к запросу поиска для получения более точных его результатов.
- заключенный в кавычки запрос или его часть позволяет в результатах поиска получить только те страницы, в которых эти, заключенные в кавычки слова, находятся в точно такой же последовательности, что и в запросе;
- знак "-" (минус), который ставится без пробела перед словом, позволяет исключить это слово из выдачи результатов поиска;
- прописывание между двумя словами английского слова "or"  означает выбор между ними ("или");
- знак "~" перед словом без пробела - позволяет найти информацию, содержащую синонимы данного слова;
- знак "+" перед словом без пробела позволяет исключить контент, содержащий синонимы и морфоформы данного слова;
- оператор "*" заменяет любое пропущенное слово;
- две точки без пробелов между двумя цифрами показывают диапазон значений.
Расширенный поиск в Googl находится под знаком "Настройки".
(По материалам сайта: http://beehive-software.com/ru/vazhno-znat/poisk-v-gugle-filtry-rasshirennyy-poisk-operatory-poiska-google-i-prikoly)

1. Поиск контента в Google и Google Академии.
Работа в                     

Поисковый запрос: Феномен творчества
Результат: около 572000 источников!!! Среди них: научные и не совсем научные статьи (по философии, культурологии, психологии, социологии и др.; монографии, статьи с конференций, статьи-обзоры взглядов различных ученых, статьи по результатам исследований, статьи о конкретных творческих личностях, о конкретных видах творческой деятельности и т.д.), рефераты (иногда не совсем достойного качества), записи блогов; формат документов: doc, pdf. К моему удивлению: практически нет ссылок на форумы.

Поисковый запрос: Феномен творчества (страна - Украина, только на русском языке, за последний год).
Результат: 277 источников.
Для сокращения количества источников можно было бы ограничить поисковый запрос во времени (например - за последний месяц, за неделю, за 24 часа....), но я не уверена, что можно найти таким образом что-то действительно значимое.

Поисковый запрос: Творчество как личностная ценность
Результат: более 928000 источников. Информация - о ценностях, личностных ценностях, особенностях их формирования, о творчестве, творческих способностях в определенном возрасте, способах их развития и др.

Поисковый запрос: Творчество как личностная ценность (страна - Украина, только на русском языке, за последний год, точное соответствие).
Результат: 404 источника.

Поисковый запрос: Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания.
Результат: около 200000 источников. Информация о: превентивном образовании, духовно-нравственном воспитании, особенностя профилактического и превентивного воспитания в определенный возрастной период, модели и отчеты о воспитательной работе и т.д.

Поисковый запрос: Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (страна - Украина, только на русском языке, за последний год, точное соответствие).
Результат: 240 источников (среди них достаточно много блогов)

Поисковый запрос: Феномен творчества. Творчество как личностная ценность. Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания
Результат: приблизительно 38500 источников.

Поисковый запрос: Феномен творчества. Творчество как личностная ценность. Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (страна - Украина, только на русском языке, за последний год, точное соответствие).
Результат: 128 источников. 
Из этого количества я выбрала и скачала следующие:
1. Клейберг Ю.АПсихология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
2. Шабанова Т.Л. Психология влияния: Учебное пособие, 199 с.
3. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 320 с.
4. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.

Поисковый запрос: Феномен творчества. Творчество как личностная ценность. Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (страна - Украина, только на русском языке, за последний год, точное соответствие - блоги).
Результат: 20 источников (из них - ни одного с релевантной, с моей точки зрения, по данному запросу информацией).



Работа в 
Поисковый запрос: Феномен творчества
Результат: около 70000 источников (это в 8 раз меньше, чем в поисковой системе Google по тому же запросу!!!). Качество информационных источников значительно выше: основная масса - книги, научные статьи, материалы научных конференций, диссертационные и кандидатские работы и т.д.

Поисковый запрос: Феномен творчества (с 2015 года, без патентов и цитат)
Результат: 5440 источника.

Поисковый запрос: "Феномен творчества" (без патентов и цитат):
Результат: 332 источника

Поисковый запрос: Творчество как личностная ценность (без патентов и цитат)
Результат: примерно 18400 источников.

Поисковый запрос: Творчество как личностная ценность (-педагогическое творчество, -блоги, с 2015 года, без патентов и цитат)
Результат: 4160 источников.

Поисковый запрос: Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (без патентов и цитат).
Результат: 1680 источников

Поисковый запрос: Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (-педагогическое творчество, -студенты, -курсанты, за 2015 год, без патентов и цитат).
Результат: 4 источника. Но при их детальном изучении, оказалось, что все они  совсем не связаны с реализацией школьников в творчестве:
- "Профилактическая деятельность: содержание и структура. Кузнецов В.В., Вестник Оренбуржского государственного университета" - в статье рассмотрена авторская концепция предупреждения отклонений в поведении (девиаций) детей и подростков на основе учета эйлеровской силы, которая сигнализирует о потере молодым человеком устойчивости под влиянием окружающей среды;
- "Обучение социальному менеджменту наркомании: уральский опыт. Г.В. Талалаева, Уральский федеральный университет" - статья о проблемах и опыте работы сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;
- "Актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности. А.Л. Абрамович" - раздел книги, посвященный обеспечению безопасности населения Саратовской области от чрезвычайных ситуаций, организации и проведению мероприятий ГО;
- "Здоровье здорового человека. В.А.Пономаренко." - статья о современных концепциях охраны здоровья в Российской Федерации.

Поисковый запрос: Феномен творчества. Творчество как личностная ценность. Реализация школьника в творчестве как способ превентивного воспитания (-педагогическое творчество, - студенты, -курсанты, без патентов, без цитат)
Результаты: 43 источника. Из них я выбрала два:
1. Педагогические условия воспитания культуры здоровья старшеклассников: личностно-деятельностный подход. Ворончихин Д.В. (диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2015).
2. Основы научного творчества: Учебное пособие. В.И. Аверчиков, Ю.А. Малахов (сохранила в Google Books на полке "Прочитать":

Поисковый запрос: "Феномен творчества". Творчество как личностная ценность. "Реализация школьника в творчестве" как способ "превентивного воспитания":
Результат: статей не найдено

ВЫВОД: Видовой состав предлагаемых документов в поисковой системе Google Академия (в сравнении с поисковиком Google) отличается большей научностью (чаще это - статьи из научных и специализированных журналов, научные труды, монографии, авторефераты, публикации в сборниках материалов конференций, книги, официальные документы). Большинство ресурсов - документы в формате doc, pdf, цитирование.
Результаты поиска в поисковой системе Google гораздо чаще содержат околонаучные рефераты, практико ориентированные, слабо научные разработки, материалы блогов, форумов. Формат ресурсов гораздо более разнообразен. Научные статьи, книги тоже можно найти, но времени на поиск уходит гораздо больше. Некоторое "очищение" результатов поиска дает использование фильтров и операторов поиска. При этом, сильное сужение вариативности поиска часто становится причиной отсутствия нужной информации. 
В профессиональной деятельности методиста Академии непрерывного образования есть смысл пользоваться поисковиком Google Академия (научность, большая релевантность найденных ресурсов). Этот поисковик был для меня настоящей палочкой-выручалочкой при написании диплома в прошлом году! До этого Я ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЛАСЬ, что поиск научных материалов может быть настолько продуктивным при минимальной затрате ресурсов (времени, нервов и т.д.). СПАСИБО ВАМ за возможности!!!

Но для поиска картинок, карт, видео, аудио, приложений я использую поиск Google или Яндекс.

Продолжение отчета о работе с библиотечными ресурсами здесь: 
http://pv27.blogspot.com/2015/11/4-2.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий